RUS
ENG

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович

30 сентября 2017
Попечительский совет Бунинской премии, возглавляемый известным ученым и общественным деятелем, ректором Московского гуманитарного университета, профессором, членом Союза писателей России, членом бюро Академии российской словесности Игорем Михайловичем Ильинским, рассмотрел результаты экспертизы произведений, поступивших на конкурс 2017 года. На основе экспертных заключений, выполненных видными специалистами в области литературоведения из ведущих академических институтов и вузов страны (Литературный институт им. А. М. Горького, Институт мировой литературы им. А. М. Горького, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Московский педагогический государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Государственный социально-гуманитарный университет и др.), определен «короткий список».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Александр Александрович Алябьев
Александр Александрович Алябьев

Алябьев Александр Александрович [4(15).08.1787, Тобольск — 22.02.(06.03.)1851, Москва] — русский композитор, автор вокальных произведений, в том числе популярного «Соловья» (1827).

Родился в семье губернатора Тобольска, получил домашнее музыкальное образование, предположительно, брал уроки фортепиано у знаменитого Джона Филда (1782–1837). В 1810 году увидели свет его первые музыкальные сочинения. Участник Отечественной войны 1812–1814 годов и заграничных походов русской армии. После войны жил в Петербурге, потом, в 1823 году переехал в Москву. Спустя некоторое время стал известным певцом-тенором и пианистом, получив признание московской публики. В Большом театре вскоре после его открытия в 1825 году были поставлены следующие произведения композитора: комическая опера «Лунная ночь, или Домовые», водевиль «Деревенский философ», комический балет «Волшебный барабан». Был арестован по обвинению в убийстве, лишен дворянства и в 1828 году сослан в Сибирь — в Тобольск, где продолжил свою концертную деятельность и даже организовал оркестр. В 1832–1835 годах путешествовал по Кавказу. В начале 1840-х годов вернулся в Москву.

Творческое наследие Алябьева велико и многогранно. Основной его пласт составляет вокальная лирика — более 180 романсов и песен, многие из которых стали классическими. Также велико количество камерно-инструментальных сочинений — квинтеты, квартеты, трио, сонаты, вариации и т. д. Алябьев создал пять одночастных симфоний, ряд концертных увертюр, произведений для солирующих инструментов с оркестром и т. д. Его театральное творчество представлено всеми основными, распространенными в то время жанрами: оперой (шесть опер — три из которых завершенные, но поставлена лишь одна «Лунная ночь»), балетом, музыкой к водевилям (около двадцати), сценической кантатой, музыкой к драматическим спектаклям (комедиям, трагедиям, драмам, в том числе к таким известным как «Русалки» А. С. Пушкина, к «Буре» и «Виндзорским проказницам» У. Шекспира).

Алябьев составил, аранжировал и издал несколько сборников народных песен и инструментальных мелодий — русских, украинских, кавказских, среднеазиатских, татарских. Он является автором духовной музыки — более 100 произведений (например, «Литургия» концертного типа). Но именно песни и романсы принесли Алябьеву мировую славу и народное признание.


Лит.: Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 1–2. М., 2000; Доброхотов Б. В. Александр Алябьев: Творческий путь. М., 1966; Преображенский А. В. Культовая музыка в России. Пг., 1924; Тимофеев Г. Н. А. А. Алябьев: Очерк жизни и творчества. М., 1912; Штейнпресс Б. С. Алябьев в изгнании. М., 1959; Штейнпресс Б. С.Страницы из жизни Алябьева. М., 1956.

По материалам энциклопедии «Кругосвет»
и открытых интернет-источников

К. Н. Кислицын

Портрет: Википедия


Назад