RUS
ENG

АГАРОНОВА Елена Герасимовна

23 апреля 2018
Приглашаем Вас принять участие в XXVII Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2018» (г. Москва, 24–27 сентября 2018 г.). В этом году исполняется 400 лет с момента написания «Оды памяти мистера Уильяма Шекспира» (Ode in Remembrance of Shakespeare) крестником драматурга Уильямом Давенантом (1606–1668). Давенанту было тогда двенадцать лет, а со смерти Шекспира минуло два года, но любовь, выраженная в его стихах, породила непреходящее преклонение перед памятью Барда. Впоследствии Давенант сам стал известным драматургом — автором адаптаций шекспировских пьес «Мера за меру» и «Много шума из ничего», «Два знатных родича», «Буря», «Гамлет» и «Юлий Цезарь», автором либретто оперы «Макбет». Его избрали поэтом-лауреатом, как и крестного, наградили рыцарским званием — «сэром Уильямом», но, пожалуй, самое уникальное, что связывало его с великим драматургом, — легенда о том, что именно Шекспир был его родным отцом. Сам ли Давенант придумал эту историю, злые ли языки оговорили его родителей, но факт ее появления свидетельствует о раннем проявлении шекспировского мифа, напрямую связанного с возникновением «культа» писателя и дальнейшей эволюцией его литературной репутации.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»

Агаронова Елена Герасимовна [7 (20).09.1903, Астара — 07.09.1985] — русская актриса.

«Чайка» в постановке Новосибирского театра «Красный факел». 1952. Е. Г. Агаронова в роли Аркадиной (вторая справа)
«Чайка» в постановке Новосибирского театра
«Красный факел». 1952. Е. Г. Агаронова в роли Аркадиной (вторая справа)

Родилась в поселке Астара (Азербайджан) в семье смотрителя маяка. По окончании историко-филологического факультета Бакинского университета поступила на театральные курсы при драматическом театре, потом в Ленинградский институт сценического искусства. Свою сценическую деятельность начала в 1928 году в Ленинградском театре юного зрителя (ТЮЗ). В 1930–1932 и 1935–1938 годах работала в Новосибирском ТЮЗе, приняв активное участие в его организации и становлении. Создала оригинальный образ Ирода («Винтовка № 492116» А. Крона), в котором большое внимание актрисы было уделено внутреннему процессу раскрытия и ломки характера главного героя. Также в новосибирском театре ею были сыграны запоминающиеся роли феи Бирилюны («Синяя птица» М. Метерлинка) и Маши («Дубровский» А. Пушкина). Параллельно играла в Ленинградском областном ТЮЗе. С 1938 года актриса новосибирского театра «Красный факел». Кроме Агароновойв труппе состояли: А. Н. Аркадьев, К. Г. Гончарова, Ф. И. Евдокимов, С. Д. Иловайский, Н. П. Северов и др. В этот период ею сыграны следующие роли: Нади («Враги» М. Горького), Тани («Таня» А. Арбузова), Машеньки («Машенька» А. Арбузова), Вари («Встреча в темноте» Ф. Кнорре), Анны Карениной («Анна Каренина» Л. Толстого), Юлии Тугининой («Последняя жертва» А. Островского), Татьяны Ивановны («Село Степанчиково» по произведениям Ф. Достоевского), Аркадиной («Чайка» А. Чехова), королевы Гертруды («Гамлет» У. Шекспира), Кручининой («Без вины виноватые» А. Островского) и др.

Но наиболее заметными в карьере актрисы стали роли — Евгении Гранде и Ноэми в спектаклях по произведениям О. Бальзака «Евгения Гранде» и М. Лермонтова «Испанцы». В роли Евгении Гранде Агаронова блестяще исполнила обе решающие сцены — сцену объяснения в любви с Шарлем и сцену последней встречи с ним. Роль Ноэми была построена на контрастах: неожиданные переходы героини от состояния помешательства к лирическим проникновенным монологам. Во время войны Агаронова с театром «Красный факел» много ездила по стране. В репертуар передвижного театра вошли и патриотические пьесы («Фронт» А. Корнейчука, «Петр Крымов» К. Финна), и философский «Гамлет» У. Шекспира, и комедия «Собака на сене» Лопе де Веги, и забавный водевиль «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского.

Агароновой в равной степени удавались как комедийные роли (такие, как роли Мирандолины в «Хозяйке гостиницы» и Глафиры в «Волках и овцах»), так и острохарактерные (Дианы в «Не называя фамилий» и Аркадиной в «Чайке»). Одной из самых любимых ролей была для Агароновой роль мамаши Кураж в одноименной постановке режиссера К. Чернедяева по пьесе Б. Брехта. В своих ролях, переосмысливая авторский текст, актриса стремилась выявить их поэтическое начало, найти все лучшее, что скрыто в ее героинях (Татьяна Ивановна в «Селе Степанчикове», учительница Мария Петровна в спектакле «Одна»).

По материалам энциклопедии «Кругосвет»
и открытых интернет-источников

К. Н. Кислицын

Фото: Антон Павлович Чехов


Назад