RUS
ENG

ГУМАНИЗМ

14 августа 2017
27–30 июля 2017 г. в Гданьске (Польша) проходила IX конференция Европейской шекспировской исследовательской ассоциации «Шекспир и европейские театральные культуры: (ан)атомизация текста и сцены» (Shakespeare and European Theatrical Cultures: AnAtomizing Text and Stage). Ее участниками стали более 200 шекспироведов из большинства стран Европы, а также США, Индии, Китая, Чили, Саудовской Аравии. Конференция включала 3 пленарные лекции ведущих шекспироведов мира, 12 круглых столов (или, как теперь принято их называть, «панелей»), посвященных общей теме, которую по-разному раскрывали несколько дискутирующих участников, 17 семинаров и 5 практикумов (workshops).
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»

Гуманизм — идеология Ренессанса, сложившаяся в XIV веке в Италии (Ф. Петрарка, Д. Боккаччо и др.). Гуманисты в поисках опоры для нового взгляда на мир обращаются к античности, изучают произведения античных мыслителей. Но происходит не просто возвращение к прежним ценностям. Для гуманизма характерно соединение античного антропоцентризма («Человек есть мера всех вещей»), относившегося только к свободным людям, со средневековой идеей равенства, вытекающего из теоцентризма («Все люди равны перед Богом»). Пико де ла Мирандола считал человека не просто мерой всех вещей, но чудом природы. Эту мысль повторяет шекспировский Гамлет: «Какое чудо природы человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движениям! В поступках как близок к ангелу! В воззрениях как близок к Богу! Краса вселенной! Венец всего живущего!», но заканчивает так: «А что мне эта квинтэссенция праха?» («Гамлет», д. 2, сц. 2, пер. Б. Пастернака). Полюсные характеристики человека — от «венца всего живущего» до «квинтэссенции праха» свидетельствуют о том, что к началу XVII века гуманистическая концепция мира и человека пребывала в состоянии кризиса. В дальнейшем то углублялся кризис (например, в искусстве барокко, в предромантизме, в модернизме), то гуманизм возрождался в новых формах (например, у Корнеля и Расина, в искусстве Просвещения, у романтиков, в реализме ХХ века и т. д.).

Прославление человека в ренессансном гуманизме имело и свою оборотную сторону, о которой подробно, с большим количеством примеров писал А. Ф. Лосев в «Эстетике Возрождения». Появление плеяды гениев, титанов мысли соседствует с безудержным эгоизмом, свободой от каких-либо моральных ограничений, жестокостью, коварством, немыслимыми злодеяниями. Об оборотной стороне ренессансного титанизма можно судить по знаменитой книге итальянского гуманиста Никколо Макиавелли «Князь», рисующей идеального правителя как человека, который для укрепления своей власти должен цинично презреть все нравственные обязательства, не останавливаться ни перед чем, даже если речь идет об убийствах, измене, беззаконии.

Ренессансный макиавеллизм с поразительной силой воплотил У. Шекспир в образе короля-злодея Ричарда III и в Яго. Но великий английский драматург стал одним из наиболее глубоких выразителей светлой стороны гуманизма, которая торжествует в его комедиях как победа любви и ума над превратностями судьбе и в поздних пьесах как восстановление идеального в человеческой жизни. В трагедиях Шекспира нашел высшее выражение трагический гуманизм, способность человека пожертвовать жизнью ради высших гуманистических ценностей. Его герои могут ошибаться (Отелло, Король Лир, Макбет), но автор не ошибается, становясь учителем мира в понимании человеческой сущности, в обрисовке человека как высшей ценности.


Лит.: Пинский Л. Е. Шекспир: начала драматургии. М., 1971; Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1976.


Назад