RUS
ENG

ОТЕЛЛО: конструирование сюжета

23 апреля 2018
Приглашаем Вас принять участие в XXVII Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2018» (г. Москва, 24–27 сентября 2018 г.). В этом году исполняется 400 лет с момента написания «Оды памяти мистера Уильяма Шекспира» (Ode in Remembrance of Shakespeare) крестником драматурга Уильямом Давенантом (1606–1668). Давенанту было тогда двенадцать лет, а со смерти Шекспира минуло два года, но любовь, выраженная в его стихах, породила непреходящее преклонение перед памятью Барда. Впоследствии Давенант сам стал известным драматургом — автором адаптаций шекспировских пьес «Мера за меру» и «Много шума из ничего», «Два знатных родича», «Буря», «Гамлет» и «Юлий Цезарь», автором либретто оперы «Макбет». Его избрали поэтом-лауреатом, как и крестного, наградили рыцарским званием — «сэром Уильямом», но, пожалуй, самое уникальное, что связывало его с великим драматургом, — легенда о том, что именно Шекспир был его родным отцом. Сам ли Давенант придумал эту историю, злые ли языки оговорили его родителей, но факт ее появления свидетельствует о раннем проявлении шекспировского мифа, напрямую связанного с возникновением «культа» писателя и дальнейшей эволюцией его литературной репутации.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»

«Отелло»:
конструирование сюжета
для раскрытия центральной мысли трагедии

Американский актер Джон Эдвард МакКаллоу (John Edward McCullough) (1837–1885) в роли Отелло. Цветная литография (1878)
Американский актер
Джон Эдвард МакКаллоу
(John Edward McCullough)
(1837–1885) в роли Отелло.
Цветная литография (1878)

Источником сюжета этой трагедии послужила новелла «Венецианский мавр» итальянского гуманиста Джиральди Чинтио. Нередко произведение трактовалось как трагедия ревности. Но прав А. С. Пушкин: «Отелло от природы не ревнив — напротив: он доверчив».

Доверчивость Отелло во многом связана с образом Венеции, одним из важнейших в системе образов трагедии. Именно уклад жизни в Венеции, где, вполне в духе Ренессанса, ценится не происхождение, а личная доблесть, позволившая мавру занять столь почетное место, убедил его в том, что мир устроен справедливо. Мнимая измена Дездемоны разрушила его уверенность в том, что в мире царят правда и добро. Из неверных посылок Отелло сделал правильный вывод, но изначальная ошибка направила его действия не против злокозненного Яго, а против невинной Дездемоны. Как отмечал Л. Е. Пинский, «Отелло» — единственная трагедия Шекспира, где герой не знает своего антагониста до финала, ибо на официальном уровне (воплощенном в образе Венеции) его нет. Осознав эту ошибку, герой сам наказывает себя, кончая жизнь самоубийством.

Так через конструирование сюжета Шекспир раскрывает центральную мысль трагедии.


Лит.: Шекспир В. Отелло, венецианский мавр. Подстрочный комментированный перев. М. Морозова // Морозов М. Избранные статьи и переводы. М., 1954. С. 465–584; Шекспир У. Отелло / Пер. Б. Пастернака // Шекспир У. Полн. собр. соч.: В 10 т. М., 1994. Т. 3. С. 279–424; Белинский В. Г. Отелло, венецианский мавр. Драма в пяти действиях. Соч. Шекспира. Перев. В. Лазаревский. СПб., 1845 // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений : В 13 т. М., 1955. Т. IX. С. 323; Блок А. А. Тайный смысл трагедии «Отелло» (К постановке в Большом Драматическом театре) // Блок А. А. Собрание сочинений. Л., 1936. Т. 12. С. 204–209; Шведов Ю. Ф. Трагедия Шекспира «Отелло». М., 1969; Пинский Л. Е. Шекспир: Начала драматургии. М., 1971; Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней / 5-е изд. М., 2008.

Вл. А. Луков

Фото: Викимедиа


Назад