RUS
ENG

ЛУКАЧ о ШЕКСПИРЕ

17 сентября 2020
Дорогие коллеги! К сожалению, наши традиционные соорганизаторы — научные институты и университеты Москвы — не могут в этом году предоставить нам помещение для очной встречи на Шекспировских чтениях. Причины этого всем понятны и не нуждаются в объяснении. Как бы то ни было, Шекспировские чтения состоятся — но дистанционно. Мы планируем проводить заседания не подряд (это даст слишком большую нагрузку на зрение), а в течение второй половины октября и ноября, ориентировочно по одной секции в неделю, составляя расписание так, чтобы каждому выступающему было удобно.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Дьёрдь Лукач
Дьёрдь Лукач

Дьёрдь Лукач — одна из наиболее крупных фигур культурного процесса первой половины ХХ века. Дороги эмиграции привели его в 1930 г. в Москву, где он в течение 15 лет оставался активным пропагандистом западной философской традиции. Его подробный анализ идейно-художественной позиции Маркса и Энгельса по отношению к Шекспиру был важен не только потому, что апеллировал к немецкому эстетическому опыту восприятия Шекспира, но главное — способствовал становлению отечественного шекспироведения.

Именно к Шекспиру как самому убедительному аргументу обращается Лукач, когда пытается осмыслить историко-культурные проблемы особой сложности. Одна из них — «противоречивость общественного развития», которая понимается им как закономерность, как обязательное и постоянное явление жизни. Поэтому в «Ромео и Джульетте» его совсем не интересует факт примирения враждующих феодальных семейств, который надолго закрепится в советском прочтении этой шекспировской «оптимистической трагедии». Ему важно, что умирающий Ромео становится гораздо более великой и богатой человеческой натурой, чем он был до того, как обстоятельства толкнули его в водоворот трагической коллизии.

Лукач доказывал, что основой трагического является духовная эволюция героя, обусловленная общественно-историческим напряжением противоречий жизни. Взгляд на искусство как на явление общечеловеческое определяло точку отсчета и масштаб исследований Лукача в 30-е годы. Шекспир не был в них центральным персонажем, но он всегда оставался опорой его теоретических построений. 

Г. А. Сокур
 

Назад