RUS
ENG

ЛУКАЧ о ШЕКСПИРЕ

30 сентября 2017
Попечительский совет Бунинской премии, возглавляемый известным ученым и общественным деятелем, ректором Московского гуманитарного университета, профессором, членом Союза писателей России, членом бюро Академии российской словесности Игорем Михайловичем Ильинским, рассмотрел результаты экспертизы произведений, поступивших на конкурс 2017 года. На основе экспертных заключений, выполненных видными специалистами в области литературоведения из ведущих академических институтов и вузов страны (Литературный институт им. А. М. Горького, Институт мировой литературы им. А. М. Горького, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Московский педагогический государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Государственный социально-гуманитарный университет и др.), определен «короткий список».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Дьёрдь Лукач
Дьёрдь Лукач

Дьёрдь Лукач — одна из наиболее крупных фигур культурного процесса первой половины ХХ века. Дороги эмиграции привели его в 1930 г. в Москву, где он в течение 15 лет оставался активным пропагандистом западной философской традиции. Его подробный анализ идейно-художественной позиции Маркса и Энгельса по отношению к Шекспиру был важен не только потому, что апеллировал к немецкому эстетическому опыту восприятия Шекспира, но главное — способствовал становлению отечественного шекспироведения.

Именно к Шекспиру как самому убедительному аргументу обращается Лукач, когда пытается осмыслить историко-культурные проблемы особой сложности. Одна из них — «противоречивость общественного развития», которая понимается им как закономерность, как обязательное и постоянное явление жизни. Поэтому в «Ромео и Джульетте» его совсем не интересует факт примирения враждующих феодальных семейств, который надолго закрепится в советском прочтении этой шекспировской «оптимистической трагедии». Ему важно, что умирающий Ромео становится гораздо более великой и богатой человеческой натурой, чем он был до того, как обстоятельства толкнули его в водоворот трагической коллизии.

Лукач доказывал, что основой трагического является духовная эволюция героя, обусловленная общественно-историческим напряжением противоречий жизни. Взгляд на искусство как на явление общечеловеческое определяло точку отсчета и масштаб исследований Лукача в 30-е годы. Шекспир не был в них центральным персонажем, но он всегда оставался опорой его теоретических построений. 

Г. А. Сокур
 

Назад