RUS
ENG

ЛУКАЧ о ШЕКСПИРЕ

14 августа 2017
27–30 июля 2017 г. в Гданьске (Польша) проходила IX конференция Европейской шекспировской исследовательской ассоциации «Шекспир и европейские театральные культуры: (ан)атомизация текста и сцены» (Shakespeare and European Theatrical Cultures: AnAtomizing Text and Stage). Ее участниками стали более 200 шекспироведов из большинства стран Европы, а также США, Индии, Китая, Чили, Саудовской Аравии. Конференция включала 3 пленарные лекции ведущих шекспироведов мира, 12 круглых столов (или, как теперь принято их называть, «панелей»), посвященных общей теме, которую по-разному раскрывали несколько дискутирующих участников, 17 семинаров и 5 практикумов (workshops).
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Дьёрдь Лукач
Дьёрдь Лукач

Дьёрдь Лукач — одна из наиболее крупных фигур культурного процесса первой половины ХХ века. Дороги эмиграции привели его в 1930 г. в Москву, где он в течение 15 лет оставался активным пропагандистом западной философской традиции. Его подробный анализ идейно-художественной позиции Маркса и Энгельса по отношению к Шекспиру был важен не только потому, что апеллировал к немецкому эстетическому опыту восприятия Шекспира, но главное — способствовал становлению отечественного шекспироведения.

Именно к Шекспиру как самому убедительному аргументу обращается Лукач, когда пытается осмыслить историко-культурные проблемы особой сложности. Одна из них — «противоречивость общественного развития», которая понимается им как закономерность, как обязательное и постоянное явление жизни. Поэтому в «Ромео и Джульетте» его совсем не интересует факт примирения враждующих феодальных семейств, который надолго закрепится в советском прочтении этой шекспировской «оптимистической трагедии». Ему важно, что умирающий Ромео становится гораздо более великой и богатой человеческой натурой, чем он был до того, как обстоятельства толкнули его в водоворот трагической коллизии.

Лукач доказывал, что основой трагического является духовная эволюция героя, обусловленная общественно-историческим напряжением противоречий жизни. Взгляд на искусство как на явление общечеловеческое определяло точку отсчета и масштаб исследований Лукача в 30-е годы. Шекспир не был в них центральным персонажем, но он всегда оставался опорой его теоретических построений. 

Г. А. Сокур
 

Назад