RUS
ENG

МАККЕНЗИ Г.: первое сентиментальное прочтение образа Гамлета

24 мая 2019
В июне 2019 года Международный музыкальный проект OPUS UNIVERSUM впервые представит цикл программ в Тарусе (3–15 июня). Программы пройдут в зале Дома литераторов. В рамках заключительного концерта Летней ассамблеи, где артисты проекта предстанут в сотворчестве с Камерным оркестром Тарусы под управлением Ивана Великанова, состоится мировая премьера сочинения, написанного специально для тарусской ассамблеи.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»

Во второй половине XVIII века в английской литературе и эстетике под влиянием трудов Д. Юма, А. Джерарда, Г. Хоума, Дж. Битти обострились дискуссии о категории вкуса, который все чаще начинали рассматривать как проявление врожденной чувствительности, особой восприимчивости к патетическому, трогательному. Культ «сострадательного сердца» привел к тому, что в критике, помимо оценки современной «литературы Чувства», начали давать сентименталистскую интерпретацию известных сюжетов и образов из национального художественного наследия.

В частности, английский писатель Генри Маккензи (1745–1831), живший в Эдинбурге, получивший известность романами «Человек чувства» (1771), «Человек мира» (1773), «Юлия Рубинье» (1777), первым в шекспировской критике выделил меланхолию как определяющую черту образа Гамлета. Эссе Г. Маккензи о трагедии «Гамлет», опубликованное в журнале «Миррор» в 1780 г., было ответом на упреки классицистов, говоривших о непоследовательности характера Гамлета, проявившейся в «необъяснимом» сочетании в нем истинного и притворного безумия.

Г. Маккензи отвечает тем критикам «Гамлета», которые сомневались в искренности чувства Гамлета к Офелии и указывали на жестокость героя по отношению к возлюбленной, что именно сила любви Гамлета к Офелии заставила его играть умопомрачение: «Если бы он вовсе не любил, то ему удалось бы изобразить видимость страсти в состоянии притворного безумия; но, поскольку он действительно любил Офелию, его бы ранила сама необходимость фальшивой “репрезентации” истинного чувства. К прямой карикатуре на близкого человека мы относимся с большим терпением, чем к копии, которая представлена в невыгодном свете».

Маккензи также отвергает упреки классицистов в нарушении декорума и единства характера при выстраивании образа Гамлета. Считалось, например, что Гамлет проявляет в отдельных эпизодах недопустимую для трагического героя «веселость». По мысли автора «Миррора», это не противоречит природе гамлетовской меланхолии, которая является «результатом тонкой чувствительности» и которая может скрывать «страдания разбитого сердца и неизбывное горе, коренящееся в тайном сумраке души, под маской безразличия или веселья».

В связи с этим Маккензи выступил против исключения в постановке «Гамлета», осуществленной Гарриком, сцены с могильщиками, которая якобы снижает общее трагическое звучание пьесы и не соответствует принципу декорума. Напротив, полагает автор эссе, она подтверждает «глубину меланхолии» Гамлета, которая заставляет его, погруженного в бытийные проблемы, отвлечься от суетных представлений о земной славе и почестях.

Непрекращающиеся попытки переписать трагедии Шекспира Маккензи называет святотатством. Свободный от рабского подчинения правилам, Шекспир получил возможность реалистически изобразить человеческие страсти в их изменчивости — в этом видит журнальный критик заслугу природного гения, совершенствовать творения которого так же нелепо, как стремиться придать регулярные черты дикой природе.

Очерк Маккензи свидетельствовал о начавшемся культе Шекспира в английской литературе и о том, что критик следовал в русле традиций Дж. Уортона, в эссе журнала «Эдвенчерер» и «Опыте о Поупе» рассматривавшего наследие елизаветинца с позиций критики Чувства.


Лит.: Кузьмин Б. А. Гольдсмит и другие романисты сентиментальной школы // История английской литературы. Т. 1. Вып. 2. М. ; Л., 1945; Первое сентиментальное прочтение образа Гамлета в критике Г. Маккензи // Литература Великобритании в контексте мирового литературного процесса. Вечные литературные образы: Материалы XVII ежегодной международной научной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы (24–27 сентября 2007 года). Орел: ОГУ, 2007. С. 89–90.

О. Ю. Поляков


Назад