RUS
ENG

КОРОЛЬ ЛИР

14 августа 2017
27–30 июля 2017 г. в Гданьске (Польша) проходила IX конференция Европейской шекспировской исследовательской ассоциации «Шекспир и европейские театральные культуры: (ан)атомизация текста и сцены» (Shakespeare and European Theatrical Cultures: AnAtomizing Text and Stage). Ее участниками стали более 200 шекспироведов из большинства стран Европы, а также США, Индии, Китая, Чили, Саудовской Аравии. Конференция включала 3 пленарные лекции ведущих шекспироведов мира, 12 круглых столов (или, как теперь принято их называть, «панелей»), посвященных общей теме, которую по-разному раскрывали несколько дискутирующих участников, 17 семинаров и 5 практикумов (workshops).
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
конструирование сюжета для раскрытия центральной мысли
 

"Король Лир и Шут в буре" кисти Уильяма Дайса
"Король Лир и Шут в буре"
кисти Уильяма Дайса
Основная сюжетная линия. Лир, уверенный в справедливом устройстве мира, осуществляет грандиозный эксперимент: разделяет государство на три части, передавая их дочерям. Эксперимент короля Лира должен подтвердить, что человек представляет подлинную ценность, не зависящую ни от его нынешнего положения, ни даже от личных заслуг (достаточно того, что Лир — отец, король по рождению, старик). Дочери Лира Гонерилья и Регана (в отличие от младшей — Корделии) изгоняют отдавшего им власть отца, тем самым раскрывая ему глаза на истинные порядки, царящие в мире.

Параллельная сюжетная линия (заимствованная из «Аркадии» Сидни) — линия герцога Глостера и его сыновей — призвана подчеркнуть суть ошибки Лира. Незаконный сын Глостера Эдмунд, герой-макиавеллист, произносит знаменательные слова: «Отец доверчив, брат мой благороден; // Так далека от зла его натура, // Что он в него не верит. Глупо честен: // С ним справлюсь я легко. Тут дело ясно» (пер. Б. Пастернака).

Люди доверчивы, они, по выражению Л. Е. Пинского, утратили ощущение «трагической тревоги», лежащей в основе чувства ответственности (величайшее открытие Лира, позволяющее ориентироваться в мире, в отличие от безрассудного оптимизма, представленного в образе Глостера в начале трагедии, и пессимизма, представленного в том же образе в финале).

Так через конструирование сюжета Шекспир раскрывает центральную мысль трагедии.

Лит.: Шекспир У. Король Лир / Пер. Б. Пастернака // Шекспир У. Полн. собр. соч.: В 10 т. М.: Алконост ; Лабиринт, 1994. Т. 3. С. 425–568; Пинский Л. Е. Шекспир: Начала драматургии. М., 1971; Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней / 5-е изд. М., 2008.
 
 
Изображение: Википедия

Назад