RUS
ENG

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид

30 марта 2017
Попечительский совет Бунинской премии объявляет конкурс на соискание Бунинской премии 2017 года за лучшие произведения в области поэзии. Бунинская премия учреждена в 2004 году для поддержания лучших традиций русской словесности в современной литературе. Ее освящает имя Ивана Алексеевича Бунина — великого русского писателя и поэта, академика, лауреата Нобелевской премии.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Иоганн Готфрид Гердер
Иоганн Готфрид Гердер

Гердер (Хердер) Иоганн Готфрид (Johann Gottfried Herder) (25.08.1744, Морунген — 18.12.1803, Веймар) — немецкий философ, эстетик, просветитель, один из основоположников культурологического знания как самостоятельной науки.

Родился в семье учителя, в Кенигсберге изучал теологию, слушал лекции И. Канта. С помощью Гёте с 1776 г. обосновался в Веймаре. В противовес эстетике классицизма Гердер сформулировал эстетические взгляды «Бури и натиска» в трактатах «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (1766–1768), «Шекспир», «Отрывок из переписки об Оссиане и песнях древних народов» (опубликовано в 1773 г. в сборнике «О немецком характере и искусстве» совместно с Гёте). Гердер также написал драмы «Брут» (1774), «Раскованный Прометей» (1802) и др., переложил на немецкий язык средневековые испанские романсы о Сиде, издал сборник «Голоса народов в песнях» (1778–1779, ряд собственных переводов), заложивший начала фольклористики и доказывавший единство мировой литературы.

В своем главном труде «Идеи к философии истории человечества» (4 т., 1784–1791) Гердер развил мысль о развитии природы как единого мирового организма от возникновения звезд и планет, растений и животных до человека, народов, развития индивидуальной человеческой души. Далее Гердером излагается история азиатских народов, древних греков, римлян, германских, славянских и других народов, последние две книги посвящены характеристике средних веков. Эстетическим следствием философских воззрений Гердера стало признание равноправия и неповторимости культур разных времен и народов, в частности преодоление отрицательного отношения классицистов к культуре средневековья и культурам неевропейских стран.

В статьях о Шекспире и Оссиане Гердер сформулировал новое отношение к народной поэзии как проявлению народного духа, заложил основания для культа Шекспира в противовес культу античного искусства, свойственному классицизму. Именно Гердер открыл Шекспира молодому Гёте, что имело огромные последствия для немецкой литературы. Гердер оказал большое влияние на романтиков, которые в том числе переняли и преклонение перед Шекспиром.


Соч.: Samtliche Werke. Bd. 1–33. Berlin, 1877–1913; в рус. пер. — Избр. соч. М. ; Л., 1959; Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
 
Лит.: Гулыга А. Гердер. М., 1963; Гладилин Н. В. Гердер // Новая Российская энциклопедия. М., 2008. Т. 4. (ч. 2). С. 228–229; Sauder G. (Hg.) J. G. Herder. Hdlb., 1987.