RUS
ENG

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид

25 октября 2017
24 октября 2017 г. в актовом зале Московского гуманитарного университета состоялось торжественная церемония награждения лауреатов Международной Бунинской премии, которая в этом году проводилась в номинации «поэзия». Приветствие участникам и лауреатам Бунинской премии 2017 года направил министр культуры РФ В. Р. Мединский, в котором он, в частности, отметил, что «за годы своего существования Бунинская премия по праву заслужила авторитет одной из наиболее престижных наград в области русской литературы. Среди её лауреатов значатся имена по-настоящему видных поэтов и прозаиков, наших с вами современников. Отрадно, что в России получают развитие столь важные общественные инициативы, нацеленные на популяризацию чтения, на усиление позиций русского языка».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Иоганн Готфрид Гердер
Иоганн Готфрид Гердер

Гердер (Хердер) Иоганн Готфрид (Johann Gottfried Herder) (25.08.1744, Морунген — 18.12.1803, Веймар) — немецкий философ, эстетик, просветитель, один из основоположников культурологического знания как самостоятельной науки.

Родился в семье учителя, в Кенигсберге изучал теологию, слушал лекции И. Канта. С помощью Гёте с 1776 г. обосновался в Веймаре. В противовес эстетике классицизма Гердер сформулировал эстетические взгляды «Бури и натиска» в трактатах «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (1766–1768), «Шекспир», «Отрывок из переписки об Оссиане и песнях древних народов» (опубликовано в 1773 г. в сборнике «О немецком характере и искусстве» совместно с Гёте). Гердер также написал драмы «Брут» (1774), «Раскованный Прометей» (1802) и др., переложил на немецкий язык средневековые испанские романсы о Сиде, издал сборник «Голоса народов в песнях» (1778–1779, ряд собственных переводов), заложивший начала фольклористики и доказывавший единство мировой литературы.

В своем главном труде «Идеи к философии истории человечества» (4 т., 1784–1791) Гердер развил мысль о развитии природы как единого мирового организма от возникновения звезд и планет, растений и животных до человека, народов, развития индивидуальной человеческой души. Далее Гердером излагается история азиатских народов, древних греков, римлян, германских, славянских и других народов, последние две книги посвящены характеристике средних веков. Эстетическим следствием философских воззрений Гердера стало признание равноправия и неповторимости культур разных времен и народов, в частности преодоление отрицательного отношения классицистов к культуре средневековья и культурам неевропейских стран.

В статьях о Шекспире и Оссиане Гердер сформулировал новое отношение к народной поэзии как проявлению народного духа, заложил основания для культа Шекспира в противовес культу античного искусства, свойственному классицизму. Именно Гердер открыл Шекспира молодому Гёте, что имело огромные последствия для немецкой литературы. Гердер оказал большое влияние на романтиков, которые в том числе переняли и преклонение перед Шекспиром.


Соч.: Samtliche Werke. Bd. 1–33. Berlin, 1877–1913; в рус. пер. — Избр. соч. М. ; Л., 1959; Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
 
Лит.: Гулыга А. Гердер. М., 1963; Гладилин Н. В. Гердер // Новая Российская энциклопедия. М., 2008. Т. 4. (ч. 2). С. 228–229; Sauder G. (Hg.) J. G. Herder. Hdlb., 1987.