RUS
ENG

ЕЛАНСКАЯ Клавдия Николаевна

15 июля 2017
Всем художникам, любителям комиксов и иллюстраторам! Приглашаем принять участие во II Международном шекспировском конкурсе графики (2nd International Graphic Shakespeare Competition).
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Клавдия Николаевна Еланская
Клавдия Николаевна Еланская

Еланская Клавдия Николаевна (11(23).9.1898, Епатиевск Астраханской губ. — 26.9.1972, Москва) — русская советская актриса. Народная артистка СССР (1948). Сталинская премия (1952).

Родилась в семье ж.-д. служащего. После гимназии училась на медицинском факультете 2-го МГУ, ушла с 3-его курса, поступив во Вторую студию МХАТ (1920). В основном составе МХАТ с 1924 г. Лучшие роли в русском репертуаре: Параша («Горячее сердце» А. Н. Островского, 1926), Катюша Маслова («Воскресенье» по Л. Н. Толстому, 1930), Ольга («Три сестры» А. П. Чехова, 1940), Меланья («Егор Булычов и другие» А. М. Горького, 1963). Снималась в кино («Дом, в котором я живу», 1967, реж. Л. А. Кулиджанов, Я. А. Сегель).

В неосуществленной постановке «Гамлета» (конец 30-х годов, МХАТ), которую коллектив театра осуществлял под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, должна была играть королеву Гертруду (сохранились записи начальной стадии работы Еланской над ролью). Исполнительница проливает свет на трактовку Гертруды в этой постановке. Как отмечала театровед И. Соловьева, «…Немирович-Данченко находил в ней сходство с типом русской актрисы, какими он их знал “в старину”, ценил ее стихийную любовь к театру, стихийную радость от пребывания на сцене — радость от того, что красива, от того, что слово ее летит, что переживания свои в образе она успела полюбить. “Самое главное, что только может быть на театре, — радость, радость и радость. Главнее идеи, пропаганды и даже психологии”. Эта мысль о радости не противоречила тому, что дарование Еланской разгадывалось как дарование драматическое по преимуществу». В актерской манере К. Н. Еланской была полетность и задушевность, поэтичность (казавшаяся некоторым критикам неискренностью, столь насыщенно она подавалась в отдельных ролях), но ей было присуще и ощущение стержня, от героизма Любови Яровой до религиозного фанатизма Меланьи, этот стержень обретал черты нравственного стоицизма в образе старшей из чеховских трех сестер — Ольги. Все это в той или иной могло бы использоваться при построении роли матери Гамлета, но смерть руководителей театра не позволила довести постановку «Гамлета» до конца.


Лит.: Хотимская В. К. Н. Еланская. М., 1950; П. М. [Марков П. А.] Еланская // Театральная энциклопедия: В 5  . М., 1963. Т. 2. Стб. 638–639; Еланская // Русский драматический театр: Энц. М., 2001. С. 145; Соловьева И. Еланская // Официальный сайт МХТ им. А. П. Чехова. URL: http://www.mxat.ru/history/persons/elanskaya/
 

 


Назад