RUS
ENG

ЕЛАНСКАЯ Клавдия Николаевна

08 февраля 2018
В 2018 г. исполняется 425 лет со дня смерти одного из самых ярких драматургов английского Возрождения, ровесника, соперника, и, как считают некоторые современные ученые, — соавтора Шекспира в работе над «Генрихом VI» — Кристофера Марло. Его творчество давно заняло особое место не только в английской, но и в других культурах мира, включая русскую, где интерес к личности и трудам английского драматурга возник почти 200 лет назад. Тем не менее, отдельных конференций, посвященных ему, в России пока еще не проводили. Заполнить этот пробел призвана конференция «Кристофер Марло и его творчество в русской и мировой культуре: междисциплинарный взгляд» (22–23 июня 2018 г.).
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Клавдия Николаевна Еланская
Клавдия Николаевна Еланская

Еланская Клавдия Николаевна (11(23).9.1898, Епатиевск Астраханской губ. — 26.9.1972, Москва) — русская советская актриса. Народная артистка СССР (1948). Сталинская премия (1952).

Родилась в семье ж.-д. служащего. После гимназии училась на медицинском факультете 2-го МГУ, ушла с 3-его курса, поступив во Вторую студию МХАТ (1920). В основном составе МХАТ с 1924 г. Лучшие роли в русском репертуаре: Параша («Горячее сердце» А. Н. Островского, 1926), Катюша Маслова («Воскресенье» по Л. Н. Толстому, 1930), Ольга («Три сестры» А. П. Чехова, 1940), Меланья («Егор Булычов и другие» А. М. Горького, 1963). Снималась в кино («Дом, в котором я живу», 1967, реж. Л. А. Кулиджанов, Я. А. Сегель).

В неосуществленной постановке «Гамлета» (конец 30-х годов, МХАТ), которую коллектив театра осуществлял под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, должна была играть королеву Гертруду (сохранились записи начальной стадии работы Еланской над ролью). Исполнительница проливает свет на трактовку Гертруды в этой постановке. Как отмечала театровед И. Соловьева, «…Немирович-Данченко находил в ней сходство с типом русской актрисы, какими он их знал “в старину”, ценил ее стихийную любовь к театру, стихийную радость от пребывания на сцене — радость от того, что красива, от того, что слово ее летит, что переживания свои в образе она успела полюбить. “Самое главное, что только может быть на театре, — радость, радость и радость. Главнее идеи, пропаганды и даже психологии”. Эта мысль о радости не противоречила тому, что дарование Еланской разгадывалось как дарование драматическое по преимуществу». В актерской манере К. Н. Еланской была полетность и задушевность, поэтичность (казавшаяся некоторым критикам неискренностью, столь насыщенно она подавалась в отдельных ролях), но ей было присуще и ощущение стержня, от героизма Любови Яровой до религиозного фанатизма Меланьи, этот стержень обретал черты нравственного стоицизма в образе старшей из чеховских трех сестер — Ольги. Все это в той или иной могло бы использоваться при построении роли матери Гамлета, но смерть руководителей театра не позволила довести постановку «Гамлета» до конца.


Лит.: Хотимская В. К. Н. Еланская. М., 1950; П. М. [Марков П. А.] Еланская // Театральная энциклопедия: В 5  . М., 1963. Т. 2. Стб. 638–639; Еланская // Русский драматический театр: Энц. М., 2001. С. 145; Соловьева И. Еланская // Официальный сайт МХТ им. А. П. Чехова. URL: http://www.mxat.ru/history/persons/elanskaya/
 

 


Назад