RUS
ENG

ДИЛЬТЕЙ Вильгельм

15 июля 2017
Всем художникам, любителям комиксов и иллюстраторам! Приглашаем принять участие во II Международном шекспировском конкурсе графики (2nd International Graphic Shakespeare Competition).
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Вильгельм Дильтей 
Вильгельм Дильтей

Дильтей Вильгельм (нем. Wilhelm Dilthey) (19.11.1833 — 1.10.1911) — немецкий философ и историк культуры, представитель «философии жизни», основоположник понимающей психологии и школы «истории духа» в немецкой истории культуры.

Вильгельм Дильтей в работе «Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах» (1901) писал: «Поэзия выделяется из среды остальных искусств своим особым отношением к мировоззрению. Средство, которым она пользуется, — язык — делает доступным ей лирическое выражение и эпическое или драматическое изображение всего, что может быть пережито, всего, что доступно глазу и слуху. Я далек здесь от политики вскрыть сущность и значение поэзии. Освобождая какое-либо событие из-под власти преходящего и претворяя его в безусловное выражение сущности жизни, поэзия избавляет душу от бремени действительности, значение которой она ей вместе с тем открывает. Она утоляет тайную тоску человека, ограниченного судьбой или собственным решением, тоску по тем жизненным возможностям, которые оказались ему недоступными. И открывая ему их в образе фантазии, она расширяет его самосознание и горизонт жизненного опыта. Она открывает его взору мир более высокий и более могущественный. Во всем этом выражается основное отношение, служащее основанием поэзии: жизнь — ее исходный пункт; отношение к людям, вещам, природе — их живое зерно для нее. Так, из потребности объединить опыт жизни возникают мировые настроения; связное единство отдельно пережитого и образует в сознании поэта его понимание значения жизни. Такие мировые настроения (Lebensstimmung) мы встречаем в Иове и в псалмах, в хоре античной трагедии, в сонетах Данте и Шекспира, в грандиозном заключении «Божественной комедии», возвышенной лирике Гёте, Шиллера и романтиков, в «Фаусте» в «Нибелунгах» Вагнера, в «Эмпедокле» Гёльдерлина. Поэзия в отличие от науки не стремится к познанию действительности, — она хочет показать кроющуюся в жизни значительность совершающегося, людей и вещей; загадка жизни концентрируется здесь во внутреннем сплетении нитей живой ткани людей, их судеб и среды, окружающей их. Каждая великая эпоха поэзии ознаменована вечно совершающимся, закономерным восхождением от подчинения вере и обычаям, освященным признанием общества, к задаче заново осмыслить жизнь, исходя из нее самой». (С. 230–231).

Источник: Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век: Антология / гл. ред. и сот. серии С. Я. Левит ; отв. ред.: С. Я. Левит, Л. Т. Мильская ; сост. С. Я. Левит. — М.: Юрист, 1995. — С. 213–255 ( в сб. опубл. по изданию: Новые идеи в философии. СПб., 1912. № 1. С. 119–181, пер. Г. А. Котляра и С. И. Гессена).


Dilthey W. Die Typen der Weltanschauung und ihre Ausbildung in den metaphysischen Systemen // Max Frischeisen-Kühler (Hrsg.). Weltanschauung. — Berlin: Reichl & Co., 1911.

Фото: Википедия

Составил Вал. А. Луков


Назад