RUS
ENG

ТАРАСОВА Алла Константиновна

09 ноября 2023
Предлагаем вашему вниманию программу Международной научной конференции «“Шекспир на все времена”: 400 лет Первому фолио Шекспира», которая будет проходить 9–10 ноября 2023 г. в Москве.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Алла Константиновна ТарасоваТарасова Алла Константиновна (06.02.1898, Киев — 05.04.1973, Москва) — русская актриса, одна из самых выдающихся актрис советского периода, представительница МХАТовской школы. Народная артистка СССР (1937). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат Сталинских премий (1941, 1946, 1947, 1949 — за театральную работу; 1948 — за роль Елены Ивановны Кручининой в фильме «Без вины виноватые»).
 
С 1914 г. училась в Школе драматического искусства под руководством Н. Массалитинова, Н. Александрова и Н. Подгорного, преобразованной в 1916 г. во 2-ю студию Московского Художественного театра. Здесь она дебютировала на сцене (Финочка в «Зеленом кольце» З. Н. Гиппиус, 1916). С 1916 — актриса МХТ. Значительное влияние на ее творчество оказала работа с К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко, высоко ее ценившими. В годы Гражданской войны, до 1922 — участница гастролей группы артистов МХТ в Одессе, Западной Европе и США, получила международное признание. В 1923 г. состоялся ее кинодебют в роли Дуни в фильме немецкого экспрессиониста Роберта Вине «Раскольников».
 
На протяжении всей сценической жизни воплощала роли русского классического репертуара: образы Чехова — Аня («Вишневый сад», 1919), Ирина («Три сестры», 1923), Саша («Иванов», 1923), Соня («Дядя Ваня», 1924), Елена Андреевна («Дядя Ваня», 1947), высшее достижение — Маша («Три сестры», 1940, пост. Вл. И. Немировича-Данченко), завершающие шедевры — Раневская («Вишневый сад», 1958), Аркадина («Чайка», 1960); образы А. Н. Островского — Негина («Таланты и поклонники», 1933), Юлия Тугина («Последняя жертва», 1944), Кручинина («Без вины виноватые», 1963), в том числе и в кино (Катерина в «Грозе», 1934, реж. В. М. Петров; Кручинина в «Без вины виноватых», 1945, реж. В. М. Петров); образ Анны Карениной («Анна Каренина» по роману Л. Н. Толстого, 1937, пост. Вл. И. Немировича-Данченко); образы в пьесах А. М. Горького (Настя в «На дне», 1923, фильм-спектакль 1952; Татьяна во «Врагах», 1935; Варвара в «Дачниках», 1953) и др. Именно эти роли потрясли зрителей, создав настоящий культ актрисы. Поразительная красота, сохранившаяся и даже расцветшая в поздний период творчества, благородство манеры, всегда узнаваемый голос с характерными интонациями создали незабываемый облик актрисы, ассоциировавшейся со своими страдающими и любящими, глубокими героинями классического русского репертуара. Появление А. К. Тарасовой на сцене в роли Раневской сопровождалось аплодисментами, не позволявшими несколько минут произнести первые реплики. На премьере «Без вины виноватых» после спектакля занавес открывался 32 раза. Триумф актрисы состоялся на юбилейном спектакле в 1963 г. (перед зрителями предстали работы разных лет, в том числе Негина, Юлия Тугина, Анна Каренина). Выделяясь выдающейся индивидуальностью таланта, А. К. Тарасова владела мастерством работы с партнерами, достигая того, что Б. Брехт, отмечая это как особенность мхатовской школы, назвал «ансамблевая игра звезд». Примером может быть дуэт с П. В. Массальским (в «Анне Карениной», «Вишневом саде», «На дне», «Без вины виноватых», «Марии Стюарт» и др.).
 
Может быть, А. К. Тарасова, ставшая выразительницей русского национального чувства, именно поэтому почти не играла в пьесах зарубежных драматургов. Но все же было несколько эпизодов, связанных прежде всего с Шекспиром и его эпохой. В 1921 г. во время гастролей по Западу она сыграла Офелию в «Гамлете». Эту же роль она исполнила в 1925 г. на сцене МХАТа со знаменитым немецким актером Сандро Моисси, игравшим Гамлета (сцены из «Гамлета»). Таким образом, шекспировский репертуар А. К. Тарасовой возникал только тогда, когда нужно было осуществлять международные связи театра. Исключение составляет роль Дездемоны, сыгранная в спектакле «Отелло», осуществленном во МХАТе в 1930 г. К. С. Станиславский, ставивший спектакль, выбрал на роль Отелло М. Л. Леонидова, крупнейшего трагического артиста МХАТ. Очевидно, он и в А. К. Тарасовой видел трагический потенциал (до этого помимо Офелии она сыграла Грушеньку в «Братьях Карамазовых», 1923, на этом опыт трагических ролей, по существу, и заканчивался, превалировали драматические роли, были и комические). Для К. С. Станиславского спектакль «Отелло» стал очередной ступенью в выработке основ его театральной системы. Для А. К. Тарасовой, как казалось, он остался в стороне, растворившись в драматических образах русского репертуара. Но уже в поздний период творчества, накануне 60-летия, А. К. Тарасова вновь соприкоснулась с шекспировской эпохой, сыграв одну из своих лучших ролей — Марию Стюарт в одноименной трагедии Ф. Шиллера. Сам драматург, создавая образ Англии XVI века, ориентировался на наследие Шекспира. При всем различии подхода двух драматургов к образам-персонажам (что выразилось в последующем специфическом влиянии каждого из них на мировую драматургию, проявившемся в формах «шекспиризации» и «шиллеризации») именно в «Марии Стюарт», прежде всего в образах Марии и Елизаветы Тюдор, Шиллер особенно близок к шекспировским образам героинь, сохраняющих стойкость до конца, и титанических фигур, которые, расчищая путь к трону, не останавливаются, подобно леди Макбет, ни перед какими злодеяниями. В противостоянии двух королев (Елизавету играла выдающаяся актриса А. И. Степанова) можно было разглядеть становление шекспировского мира, что придавало дополнительную глубину МХАТовскому спектаклю.
 
А. К. Тарасова была депутатом Верховного Совета СССР (1952–1960). С 1951 по 1955 г. руководила МХАТом в качестве директора театра, с 1970 г. была председателем Совета старейшин МХАТ. С 1967 г. вела педагогическую работу в Школе-стадии МХАТ (с 1968 г. — профессор).

Лит.: Калитин Н. Народная артистка СССР А. К. Тарасова. М., 1951; Тарасова // Русский драматический театр: энциклопедия. М., 2001. С. 466.
 
 

Назад