RUS
ENG

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

30 марта 2017
Попечительский совет Бунинской премии объявляет конкурс на соискание Бунинской премии 2017 года за лучшие произведения в области поэзии. Бунинская премия учреждена в 2004 году для поддержания лучших традиций русской словесности в современной литературе. Ее освящает имя Ивана Алексеевича Бунина — великого русского писателя и поэта, академика, лауреата Нобелевской премии.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ — филологическая наука, входящая в состав литературоведения и изучающая историю всемирной литературы, отдельных национальных литератур.
 
И. Л. — относительно новая наука, хотя имеющая предысторию. На протяжении тысячелетий человечество фиксировало сведения о развитии литературы в других формах. Изустно бытовали и записывались легенды о древних певцах, сказителях, мудрецах — Орфее и Гомере, Конфуции и Вальмики, Заратуштре и Моисее. Биографии трубадуров (XIII в.) также носят легендарный характер, как и первая биография Шекспира(Н. Роу, 1709). Реальное, документальное смешивалось с фантастическим, история представала в персоналиях авторов, главное не отделялось от второстепенного. Параллельно развивался другой источник науки о литературе — поэтика как нормативная теория. Здесь со времен «Поэтики» Аристотеля царило представление об извечных законах литературного творчества, особое внимание уделялось жанровой классификации и кодификации. Третий важнейший источник истории литературы — литературная критика, достигшая больших высот уже к XVIII в. Чтобы могла появиться новая наука, необходимо было: осознать специфику научного знания как достоверного и проверяемого (сделано в философии и точных науках в XVII–XVIII вв.); разработать и освоить принцип историзма (сделано романтиками в нач. XIX в.); соединить в анализе данные о писателе и его произведении (сделано Ш. Сент-Бевом в 1820–30-е гг.); выработать представление о литературном процессе как закономерно развивающемся явлении культуры (сделано литературоведами XIX–XX вв.). К нач. XXI в. И. Л. обладает основными признаками науки: определен предмет изучения — мировой литературный процесс; сформировались научные методы исследования (сравнительно-исторический, типологический, системно-структурный, мифологический, психоаналитический, историко-функциональный, историко-теоретический, тезаурусный и др.); выработаны ключевые категории анализа литературного процесса.
 
Первые авторитетные истории всемирной (всеобщей) литературы появились в конце XIX — нач. ХХ в. в России («Всеобщая история литературы» под ред. В. Ф. Корша и А. Кирпичникова, 4 т., 1880–1892), Германии («Иллюстрированная всемирная история литературы» И. Шерра, 3 т., 1884–85; «История всемирной литературы и театра всех времен и народов» Й. Харта, 2 т., 1894; «История литературы всех народов» О. фон Лейкснера, 4 т., 1898–99; «История мировой литературы» К. Буссе, 2 т., 1910–13), Франции («Литературное развитие различных племен и народов» Ш. Летурно, 1894), США («Литература всех наций и всех веков» под ред. Д. Хоторна и др., 10 т., 1902) и др. Наиболее интересные издания последних десятилетий — «История литератур» под ред. Р. Кено (3 т., Париж, 1957–63), «Всемирная литература» Б. Б. Травика (2 т., Нью-Йорк, 1963–64, «Всемирная история литературы» под ред. Ф. Й. Биллесков-Янсена (12 т., Стокгольм, 1971–74), «Великие писатели мира» под ред. П. Брюнеля и Р. Жоанни (5 т., Париж, 1976–78). Вершиной реализации возможностей И. Л. как науки можно считать «Историю всемирной литературы», подготовленную коллективом российских ученых в 1990-е гг. (среди авторов — крупнейшие отечественные литературоведы С. С. Аверинцев, Н. И. Балашов, Ю. Б. Виппер, М. Л. Гаспаров, Н. И. Конрад, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, Е. М. Мелетинский, Б. И. Пуришев и др.). Вышли авторитетные издания об истории большинства национальных литератур мира, об отдельных эпохах, направлениях, стилях и т. д.
 
К ключевым категориям И. Л. относятся такие, как «литературный процесс» (и ряд сопутствующих понятий, в том числе стабильные и переходные периоды, эпохи),«литературный факт», «жанр» (и «система жанров»), «направление», «течение», «школа», «движение», «художественный метод» (и сопутствующие этому понятию категории «концепция мира человека и искусства», «нравственно-эстетический идеал»), «стиль».
 
Литературный процесс.Термин появился в конце 1920-х гг. для характеристики исторического существования, функционирования и эволюции литературы как целостности, воспринимаемой в контексте культуры: «Литературный процесс есть неотторжимая часть культурного процесса» (М. М. Бахтин). (См. Всемирная литература).
 
Литературный факт.Термин введен Ю. Н. Тыняновым в статье «Литературный факт» (сб. «Архаисты и новаторы», 1929) в рамках разработки (совм. с Б. М. Эйхенбаумом) концепции литературного быта. К литературным фактам Тынянов причислил те события и отношения литературной жизни, которые входят в структуру литературы эпохи как целого.
 
Направление, течение, школа, движение.Термины возникали в литературоведении XIX–XX вв. для обозначения совершенно разных явлений. Все они имеют отношение к писателям и их произведениям (то есть к И. Л.), а не к принципам художественного творчества (то есть к поэтике). Направление — наиболее общее типологическое объединение писателей определенной эпохи на основе общности художественного метода. Течения — более тонкая дифференциация группировки писателей в рамках одного направления или (в переходные периоды) не сформировавшиеся в направления литературные явления из-за размытости системы художественных принципов. Школа — объединение писателей, осознанное ими самими. Движение — объединение писателей против господствующих тенденций в искусстве при формировании нового направления.
 
Художественный метод, концепция мира человека и искусства, нравственно-эстетический идеал.Художественный метод — это поэтологический термин, в последнее время подвергнутый критике. Однако он может использоваться в И. Л. как ориентир для выделения направлений. Художественный метод — это система принципов отбора, оценки и воспроизведения действительности. В его основе лежат определенная концепция мира, человека и искусства (то есть логически осмысленная и сформулированная позиция писателя, заявленная им или реконструированная исследователем) и нравственно-эстетический идеал (то есть образ должной жизни). О художественных методах говорят только начиная с Нового времени, когда они потеснили жанровый способ развития литературного процесса и начали оказывать большое, все более и более определяющее влияние на генезис жанров и жанровых систем.
 
Стиль. Термин, в равной степени относящийся к поэтике (система художественных приемов, по которым определяется авторство, индивидуальность, противопоставленность другим системам) и к истории литературы (тогда говорят о литературном процессе как о смене стилей эпохи). Стиль — это характеристика формы, того, что непосредственно представлено глазам читателя (композиция, язык, способы создания характера и т. д.), а также аспект единичного и особенного, в отличие от аспекта общего, что представлено в содержании понятия художественного метода.
 
Историография литературоведения и, в частности, историография И. Л., пока недостаточно разработана, хотя в любой литературоведческой диссертации есть обязательный раздел, посвященный анализу критической литературы по теме исследования. Такая наука необходима не только для признания авторства идей в гуманитарной области знаний, но и для того, чтобы не возникало иллюзии, будто все, что излагается в И. Л., носит объективный характер, не зависимый от точки зрения исследователя. Так, огромная литература об эпохе Возрождения создает представление, что это точный термин, обозначающий реально существовавшую эпоху в истории человечества. Но представление о Возрождении как отдельной эпохе сложилось лишь во 2-й пол. XIX в. («Возрождение» Ж. Мишле, 1855; «Культура Италии в эпоху Возрождения» Я. Буркхардта, 1860). Й. Хёйзинга подверг критике взгляды Буркхардта и предложил вообще не использовать это понятие как малопродуктивное и безосновательное (статья «Проблема Возрождения», 1930), одни ученые утверждали, что был не один, а несколько Ренессансов (У. Фергюссон, Э. Панофский и др.), а другие — что Ренессанса вообще не было (Л. Торндайк, Р. Мунье и др.).
 
И. Л. — наиболее динамично развивающаяся часть литературоведения.

Лит.: История всемирной литературы: В 9 т. М., 1983–94 (вышло 8 т., изд. не завершено); Неупокоева И. Г. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа. М., 1976; Дима А. Принципы сравнительного изучения литературы. М., 1977; Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. М., 1979; Луков Вл. А. История литературы. М., 2003; История английской литературы: В 3 т. М. ; Л., 1943–58; История французской литературы: В 4 т. М. ; Л., 1946–63; История немецкой литературы: В 5 т. М., 1962–76; История русской литературы: В 4 т. Л., 1980–83; (см. также лит. в разделах о И. Л. статей о странах мира).
 

Назад