RUS
ENG

БЕККЕТ Сэмюэл Баркли

15 июля 2017
Всем художникам, любителям комиксов и иллюстраторам! Приглашаем принять участие во II Международном шекспировском конкурсе графики (2nd International Graphic Shakespeare Competition).
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Сэмюэл БеккетБЕККЕТ Сэмюэл Баркли (Beckett Samuel Barclay) (13.04.1906 — 22.12.1989) — ирландский писатель, драматург, писал на английском и французском языках. Родился в Дублине, где окончил Тринити-колледж. В 1928–1930 гг. преподавал англ. яз. в Париже. Здесь вышла его первая книга — поэма «Блудоскоп» (1930), написанная по-английски, как и другие его ранние произведения (сб. рассказов «Больше пинков, чем уколов», 1934; поэтич. сб. «Кастаньеты эхо», 1936; роман «Мёрфи», 1938). На их поэтику оказало влияние творчество Джойса, личным секретарем которого Б. был в течение ряда лет. В 1937 г. Б. почти постоянно жил в Париже, получил Военный крест и медаль за участие в Сопротивлении от правительства Франции.
 
В написанной по-французски романной трилогии «Моллой» (1951), «Малон умирает» (1951), «Безымянный» (1953), в романах «Уотт» (1953, последнем, написанном по-английски), «Как это» (1961) нарастает тема тщетности попыток вести разумное существование в абсурдном мире, отгородившись от него, повествование пронизывается трагической иронией, основой поэтики становится парадокс. Ведущая метафора в романах — образ дороги как жизненного пути, неизбежно влекущего к смерти и как пути самопознания, никогда не завершающегося. Этот образ парадоксально сочетается с неподвижностью и молчанием.
 
Философия и поэтика Б. с наибольшей силой выражена в его драматургии (на франц. яз.). Мировую славу ему принесла драма «В ожидании Годо» (1952, пост. 1953) — высшее достижение европейского «театра абсурда». Абстрактные место и время призваны подчеркнуть, что события трагикомедии происходят везде и всегда. Бессмысленное ожидание персонажами некоего Годо, который так и не приходит, воплощает мысль об абсурдности человеческого удела. Тотальный пессимизм развивается и в последующих драмах Б. — «Конец игры» (1957), «Последняя лента» (1959), «О! прекрасные дни» (1962), «Комедия» (1966), «Не я» (1972) и др. Им присуща парадоксальная (вплоть до эпатажа) форма (пьеса «Дыхание» 1969, длится 30 сек., в ней нет ни одного слова), увеличение роли пауз, делающих монолог дискретным, превращение диалога в сумму самостоятельных монологов, трагический комизм, атмосфера гнетущего абсурда, разрушения, смерти. В поздних произведениях Б. усиливается лиризм («Общение», 1980; «Плохо увиденное, плохо сказанное», 1981; «Качи-кач», 1981; и др.) Значительны и сочинения Б., в которых излагаются его эстетические, философские позиции («Данте… Бруно… Вико… Джойс», 1929; «Пруст», 1931; сб. статей «Куски и обрывки, 1977; и др.).
 
Нобелевская премия (1969) «за совокупность новаторских произведений в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом». Метафорический театр Б. оказал огромное влияние на западную драматургию, его принято рассматривать в одном ряду с театром Шекспира и Чехова. В России изучен недостаточно, однако драма «В ожидании Годо» неоднократно ставилась на сценах театров.

Соч.: En attendant Godot. P., 1952; Molloy. P., 1951; Malon meurt. P., 1951; L’Innommable. P., 1953; Collected poems: 1930–1978. L., 1984; В ожидании Годо // Иностранная литература. 1966. № 10; Изгнанник: Пьесы и рассказы. М., 1989; Счастливые Дни. Последняя лента Крэппа. Развязка: Пьесы // Театр. 1989. № 2; [Пьесы] // Театр парадокса. М., 1991; [Статьи] // Как всегда об авангарде. М., 1992; Трилогия: Моллой. Мэлон умирает. Безымянный. СПб., 1994.
 
Лит.: Проскурникова Т. Б. Французская антидрама (50–60-е гг.). М., 1968; Коренева М. М. Сэмюэль Беккет // Французская литература: 1945–1990. М., 1995; Луков В. А. Беккет // Зарубежные писатели. Т. 1. М., 2003; Kenner H. Samuel Beckett: A Critical Study, new ed. L.,1968; Bair D. Samuel Beckett: A Biography, 1-e ed. 1978, fr. ed. Paris, 1989; Andonian C. C. Samuel Beckett. Boston, 1989; Simon A. Beckett. Belfond, 1989.
 

Назад