RUS
ENG

БЕККЕТ Сэмюэл Баркли

14 августа 2017
27–30 июля 2017 г. в Гданьске (Польша) проходила IX конференция Европейской шекспировской исследовательской ассоциации «Шекспир и европейские театральные культуры: (ан)атомизация текста и сцены» (Shakespeare and European Theatrical Cultures: AnAtomizing Text and Stage). Ее участниками стали более 200 шекспироведов из большинства стран Европы, а также США, Индии, Китая, Чили, Саудовской Аравии. Конференция включала 3 пленарные лекции ведущих шекспироведов мира, 12 круглых столов (или, как теперь принято их называть, «панелей»), посвященных общей теме, которую по-разному раскрывали несколько дискутирующих участников, 17 семинаров и 5 практикумов (workshops).
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Сэмюэл БеккетБЕККЕТ Сэмюэл Баркли (Beckett Samuel Barclay) (13.04.1906 — 22.12.1989) — ирландский писатель, драматург, писал на английском и французском языках. Родился в Дублине, где окончил Тринити-колледж. В 1928–1930 гг. преподавал англ. яз. в Париже. Здесь вышла его первая книга — поэма «Блудоскоп» (1930), написанная по-английски, как и другие его ранние произведения (сб. рассказов «Больше пинков, чем уколов», 1934; поэтич. сб. «Кастаньеты эхо», 1936; роман «Мёрфи», 1938). На их поэтику оказало влияние творчество Джойса, личным секретарем которого Б. был в течение ряда лет. В 1937 г. Б. почти постоянно жил в Париже, получил Военный крест и медаль за участие в Сопротивлении от правительства Франции.
 
В написанной по-французски романной трилогии «Моллой» (1951), «Малон умирает» (1951), «Безымянный» (1953), в романах «Уотт» (1953, последнем, написанном по-английски), «Как это» (1961) нарастает тема тщетности попыток вести разумное существование в абсурдном мире, отгородившись от него, повествование пронизывается трагической иронией, основой поэтики становится парадокс. Ведущая метафора в романах — образ дороги как жизненного пути, неизбежно влекущего к смерти и как пути самопознания, никогда не завершающегося. Этот образ парадоксально сочетается с неподвижностью и молчанием.
 
Философия и поэтика Б. с наибольшей силой выражена в его драматургии (на франц. яз.). Мировую славу ему принесла драма «В ожидании Годо» (1952, пост. 1953) — высшее достижение европейского «театра абсурда». Абстрактные место и время призваны подчеркнуть, что события трагикомедии происходят везде и всегда. Бессмысленное ожидание персонажами некоего Годо, который так и не приходит, воплощает мысль об абсурдности человеческого удела. Тотальный пессимизм развивается и в последующих драмах Б. — «Конец игры» (1957), «Последняя лента» (1959), «О! прекрасные дни» (1962), «Комедия» (1966), «Не я» (1972) и др. Им присуща парадоксальная (вплоть до эпатажа) форма (пьеса «Дыхание» 1969, длится 30 сек., в ней нет ни одного слова), увеличение роли пауз, делающих монолог дискретным, превращение диалога в сумму самостоятельных монологов, трагический комизм, атмосфера гнетущего абсурда, разрушения, смерти. В поздних произведениях Б. усиливается лиризм («Общение», 1980; «Плохо увиденное, плохо сказанное», 1981; «Качи-кач», 1981; и др.) Значительны и сочинения Б., в которых излагаются его эстетические, философские позиции («Данте… Бруно… Вико… Джойс», 1929; «Пруст», 1931; сб. статей «Куски и обрывки, 1977; и др.).
 
Нобелевская премия (1969) «за совокупность новаторских произведений в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом». Метафорический театр Б. оказал огромное влияние на западную драматургию, его принято рассматривать в одном ряду с театром Шекспира и Чехова. В России изучен недостаточно, однако драма «В ожидании Годо» неоднократно ставилась на сценах театров.

Соч.: En attendant Godot. P., 1952; Molloy. P., 1951; Malon meurt. P., 1951; L’Innommable. P., 1953; Collected poems: 1930–1978. L., 1984; В ожидании Годо // Иностранная литература. 1966. № 10; Изгнанник: Пьесы и рассказы. М., 1989; Счастливые Дни. Последняя лента Крэппа. Развязка: Пьесы // Театр. 1989. № 2; [Пьесы] // Театр парадокса. М., 1991; [Статьи] // Как всегда об авангарде. М., 1992; Трилогия: Моллой. Мэлон умирает. Безымянный. СПб., 1994.
 
Лит.: Проскурникова Т. Б. Французская антидрама (50–60-е гг.). М., 1968; Коренева М. М. Сэмюэль Беккет // Французская литература: 1945–1990. М., 1995; Луков В. А. Беккет // Зарубежные писатели. Т. 1. М., 2003; Kenner H. Samuel Beckett: A Critical Study, new ed. L.,1968; Bair D. Samuel Beckett: A Biography, 1-e ed. 1978, fr. ed. Paris, 1989; Andonian C. C. Samuel Beckett. Boston, 1989; Simon A. Beckett. Belfond, 1989.
 

Назад